Рационалисты по-одному, эмпирики (рационалистические) по-другому видели в знании
отражение действительности в познающем, или адекватное отражение, или отражение измененное, точно в кривом зеркале.
Художественное творчество, как и познание, не есть
отражение действительности, оно всегда есть прибавление к мировой действительности еще небывшего.
Познание наше болезненно не потому, что субъект конструирует объект, опосредствывает, что опыт есть лишь наше субъективное состояние или что знание есть лишь копия,
отражение действительности, причем наш познавательный механизм оказывается кривым зеркалом, а потому, что все бытие наше болезненно, что мир греховен, что все в мире разорвано.
Только у познающего субъекта, оторванного от объекта, отсеченного от бытия, может явиться соблазн быть зеркалом,
отражением действительности, быть верной копией действительности.
Познание по глубочайшей своей сущности не может быть лишь послушным
отражением действительности, приспособлением к данности — оно есть также активное преображение, осмысливание бытия, торжество в бытии мирового разума, солнечный в нем свет.
Неточные совпадения
Есть ли она, как и все теории и идеологии,
отражение экономической
действительности своего времени и происходящей в ней борьбы классов, т. е. «надстройка», подпадающая под власть обычного марксистского объяснения?
Очень важно установить, что для Лосского в знании дано не адекватное
отражение, верная копия
действительности, а сама
действительность.
Убедившись, что имею дело с
действительностью, я отошел и сел на чугунный столб собрать мысли. Они развертывались в такой связи между собой, что требовался более мощный пресс воли, чем тогда мой, чтобы охватить их все — одной, главной мыслью; ее не было. Я смотрел в тьму, в ее глубокие синие пятна, где мерцали
отражения огней рейда. Я ничего не решал, но знал, что сделаю, и мне это казалось совершенно естественным. Я был уверен в неопределенном и точен среди неизвестности.
В неподвижной, холодной воде реки отражались деревья вниз вершинами; он сел в лодку и смотрел ни них. Эти призраки были пышнее и красивее живых деревьев, стоявших на берегу, осеняя воду своими изогнутыми и корявыми ветвями.
Отражение облагораживало их, стушёвывая уродливое и создавая в воде яркую и гармоничную фантазию на мотивах убогой, изуродованной временем
действительности.
Непременно хотят дуализма, хотят делить мир на мыслимое и являемое, уверяя, что только чистые идеи имеют настоящую
действительность, а все являемое, т. е. видимое, составляет только
отражение этих высших идей.
Тот же вопрос ставится перед марксизмом в другой форме: есть ли марксистская идеология такое же
отражение экономической
действительности, как и все другие идеологии, или она претендует на открытие абсолютной истины, не зависимой от исторических форм экономики и экономических интересов?
Так и в искусстве Бергсон видит вхождение в подлинную
действительность,
отражение метафизической
действительности (см. его «Le rire»).
Философское познание не может быть лишь пассивным, послушным
отражением бытия, мира,
действительности — оно должно быть активным, творческим преодолением
действительности и преображением мира.
В этой
действительности духовная жизнь была только надстройкой,
отражением, приспособлением.